ГРАН-ПРИ ПОЛУЧИЛ

10.02.2015

XI Международный кинофестиваль "КИН", посвященный женскому кинематографу, объявил имена победителей. Торжественная церемония вручения призов и дипломов состоялась в большом зале Государственного кукольного театра им. Ов. Туманяна, в этом году гостеприимно открывшего свои двери перед участниками, гостями, жюри и поклонниками фестиваля. Камерный по объему, но весьма содержательный по тематике, жанровой палитре и поднятым вопросам, фестиваль "КИН" сегодня занимает прочное место в мировом фестивальном движении женщин-режиссеров. Не случайно ежегодно список его участниц пополняется новыми именами зарубежных авторов, стремящихся показать свои трогательные, осмысленные и смелые фильмы на ереванском экране. К ним все чаще примыкают и наши соотечественницы – молодые, но уже известные режиссеры, а также студентки-новички.

АФИША НЫНЕШНЕГО ФЕСТИВАЛЯ ПЕСТРЕЛА ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ НАЗВАНИЯМИ. В этом году в конкурсе приняли участие фильмы со всех континентов, представленные не только странами с развитой кинематографией - Францией, Германией, Россией, Канадой и США. Зритель получил возможность познакомиться с киномышлением режиссеров из Саудовской Аравии и Гонконга, посмотреть серьезные израильские фильмы, самобытные картины из Ирана, где кино в последние годы набирает высоту. Богатый пакет фильмов представила Германия, где женщины все активнее занимают позиции в кинематографе. Немало заявок прибыло из Франции, женское сообщество которой все еще борется за равные с мужчинами права в фильммейкерстве.

Помимо номинантов на главные призы "КИН" (а их два – Гран-при и Специальный приз) в нем со своими фильмами участвовали и гости. В "Программу гостей" в основном вошли игровые полнометражные фильмы, имевшие успех в фестивальном прокате. Стоит отметить картину "Чума" режиссера Неус Баллус (Испания), которая собрала немало наград на международных киносмотрах, фильм "Возраст паники (Битва Сольферино)" Жюстин Трие (Франция), "Эйфорию" Паулы Келли (Канада) и необычную по формату документальную ленту многократной участницы фестиваля "КИН" Марины Разбежкиной "Оптическая ось". К "гостям" примкнули и наши соотечественницы Елена Аршакян с "Нашей деревней" и директор кинофестиваля "КИН" Мариам Оганян, снявшая документальный фильм "Мы из Ани" по следам проживающих в Венгрии армян Трансильвании, численность которых сокращается с каждым годом.

Достижением нынешнего "КИН" можно назвать программу именитого турецкого фестиваля женских фильмов "Летающая метла", посвященную армяно-турецкой проблематике, а также вопросам национальных меньшинств, проживающих на территории современной Турции. "Летающая метла", безусловно, один из крупных и значимых кинофорумов не только в Турции. Основанный в 1997 г. общественной организацией, борющейся за права женщин, анкарский фестиваль с первых дней попытался использовать средства и возможности кино, чтобы поднять проблемы женщин в турецком обществе, открыто заговорить о взаимоотношениях мужчин и женщин, о половой дискриминации и, конечно, развивать в стране женский кинематограф. Сегодня режиссеры-турчанки не ограничиваются задачами, поставленными на заре становления "Летающей метлы", и все чаще обращаются к глобальным вопросам.

"В БУДУЩЕМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100-ЛЕТИЕ ГЕНОЦИДА,поэтому мы постарались отобрать из фильмов "Летающей метлы" наиболее подходящие данной теме. Подобных фильмов в коллекции турецкого фестиваля оказалось немало, - говорит Мариам Оганян. – Практически каждая из режиссеров этих картин по-своему пытается осмыслить исторические события, показать различные грани армяно-турецких взаимоотношений, дать свою оценку или же позволить сделать это зрителю". Действительно, фильмы этой секции по-разному раскрывают суть армяно-турецких конфликтов и взаимоотношений.

Так, турецко-бельгийская картина "По ту сторону Арарата" Тулин Эздемир рассказывает о женщине, которая в преклонном возрасте признается в том, что она – армянка и пытается вернуться к корням, определить свою национальную идентичность. Фильм "В начале пути" Сомнур Вардар – о молодых участниках армяно-турецкой программы, собравшихся в Муше, которые осуществляют попытку вместе исследовать историю, найти точки соприкосновения в современную эпоху и наладить добрососедские взаимоотношения, что дается им нелегко. А вот режиссер Азра Дениз Окйай в своем короткометражном фильме "Мелкие черные рыбешки" раскрывает глобальную проблему миграции. Ее героини, армянка Марал и молодая турчанка, ищут счастья на чужбине: Марал уехала из Еревана в Стамбул, а турецкая девушка – в Париж, однако счастье оказывается призрачным для обеих. Интересен и фильм "Разблокировка памяти" Незаат Гундоган о массовой расправе над 14 тыс. курдов Дерсима в 1930-х гг., основанный на воспоминаниях пожилой женщины и свидетельствах солдат турецкой армии.

XI кинофестиваль "КИН" не обошелся и без профессиональных встреч. Первую провела известный мастер мультипликации Гаяне Мартиросян: в день открытия фестиваля прошел ретроспективный показ ее фильмов и творческая беседа. Эстафету переняли зарубежные режиссеры, собравшиеся за "круглым столом", чтобы обсудить вопрос "Женщина в кинематографе". Коллеги рассказывали о своем опыте организации фестивалей женского кино, о достижениях и проблемах женского кинематографа, существующих в мире программах, в том числе и грантовых возможностях и перспективах участия в них, о работе фондов, поддерживающих творчество женщин-режиссеров. Отдельную лекцию для студентов Ереванского государственного института театра и кино прочла член жюри "КИН" Сониа Дзосифор. "Женщины и кинематограф" - так был назван ее аналитический труд, представивший историю женского кино во Франции, от ее основательницы Алис Ги-Бланше, автора более 400 фильмов и создательницы студии Solax Company, которой она руководила 24 года, до представительницы "Новой волны", экспериментатора Аньес Варды. Сниа Дзосифор также представила статистику вовлеченности француженок в кинематограф, от административного управления до создания фильмов.

Еще один дипломант - анимационный фильм иранского режиссера Сары Табибзаде \'Женщина с цветочными волосами\'

ОДНАКО ГЛАВНОЕ В ЛЮБОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ – ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. В этом году "КИН", как и всегда, был щедр на дипломы. Их вручили пяти режиссерам и их абсолютно несхожим фильмам. Среди них - основанный на реальных событиях фильм Малак Куота (Саудовская Аравия) "Вместе со временем" о двух девочках, проживших 5 лет взаперти и оказавшихся в мире иллюзий и мечтаний, граничащих со страхом. Дипломов удостоились два немецких фильма: трогательная картина Юлии Петерс "Степень заботы" о взаимоотношениях дочери и ее больной склерозом матери, которая не хочет мириться с болезнью, и фильм Кристин Фрейтаг "Бей, бей, бей" о подростках. Прекрасным оказался и еще один дипломант - анимационный фильм иранского режиссера Сары Табибзаде "Женщина с цветочными волосами". Это авторская фантасмагория, которая надолго задерживается в душе и памяти зрителя. Фильм – об одиночестве женщины, непохожей на других. Диплома удостоилась и документальная картина армянских режиссеров Седы Григорян и Марии Титизян "По следам Забел Есаян в Стамбуле", вновь напомнившая нам о преданной забвению писательнице, в свое время известной, внесшей заметный вклад в армянскую литературу. Она чудом спаслась во время Геноцида, но погибла в сталинской ссылке.

Уже второй год представительство Россотрудничества в Армении вручает свою награду одному из фильмов-участников кинофестиваля "КИН". Специальный приз этой организации в этом году был передан Марине Соловьевой и ее доброй картине "Радуга". А вот Специальный приз фестиваля "КИН" в виде пергаментной копии иллюстрации средневековой рукописи жюри решило присудить французской экспериментальной картине "Маленькие камни". Автор Хлоя Мазло в саркастичной манере и компьютерном формате попыталась рассказать о беззаботной девушке, которую неожиданно одолел недуг. И, наконец, Гран-при - статуэтка из оникса с эмблемой фестиваля "КИН" отправилась в Германию, к режиссеру Сюзан Корда, автору короткометражной трагикомедии "Нос Саломеи", которую жюри назвало "фильм о памяти, которая, наконец, избавилась от ненависти".

Кстати, армянский фестиваль женского кино получил приглашение на участие в подобном кинофестивале в Торонто. Не исключено, что в рамках канадского кинофестиваля The Female Eye будут показаны фильмы-победители XI "КИН".

Все новости